Параметры и правила установки автомобильных дисков
Параметры дисков
Диски являются самой главной деталью автомобиля, которая влияет как на внешний вид, так и на его ходовую часть. Сегодня автовладельцы отдают предпочтение литым дискам нежели штампованным. Литые диски помимо хороших экстерьерных данных имеют меньший вес, что в свою очередь улучшает динамику автомобиля, уменьшая при этом расход топлива и снижает нагрузку на ходовую часть автомобиля, в том числе работу двигателя.
Все диски, независимо от того штампованный он или литой, имеют стандартные параметры маркировки, рекомендуемые заводом изготовителем.
Основными характеристиками соответствия дисков автомобилю являются такие параметры как:
А – посадочный диаметр диска (измеряется в дюймах)
В - посадочная ширина обода диска (измеряется в дюймах). Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины.
ЕТ – вылет – расстояние от плоскости колеса, прилегающей к ступице, до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода (измеряется в миллиметрах). Для каждого автомобиля заводом изготовителем устанавливаются допустимые варианты установки диска. Вылет бывает как «положительным», так и «отрицательным». Вылет не является постоянной величиной и на его данные часто влияет конструкция диска.
DIA – диаметр центрального отверстия диска (измеряется в миллиметрах). Диаметр должен совпадать с диаметром центрирующего выступа на ступице автомобиля. Диаметр диска может быть больше диаметра ступицы автомобиля. В этом случае следует применять уплотнительные центровочные кольца. Диск должен плотно стоять на ступице автомобиля.
HUMP – небольшие кольцевые выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерных шин. Они не допускают разгерметизации колеса и служат для фиксации покрышки на диске.
PCD – диаметр окружности центральных крепежных отверстий (измеряется в миллиметрах). Параметры крепежных отверстий всегда должны соответствовать параметрам данного автомобиля.
Для дисков с 4-мя крепежными отверстиями (Рис.б) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепежных отверстий.
Для дисков с 5-ю крепежными отверстиями (Рис.а) PCD равно расстоянию между центрами дальних крепежных отверстий, умноженный на коэффициент 1,051
Например: 7,5х17 5/108 ЕТ 55 d63.3
7,5 – ширина диска
17 – диаметр диска
5 – количество крепежных отверстий
108 – расстояние между центрами дальних крепежных отверстий, умноженное на коэффициент 1,051
ЕТ 55 – вылет
D63.3 – диаметр центрального отверстия диска.
Правила установки и эксплуатации диков
Колесо предназначено для работы с камерными и бескамерными шинами. Непосредственно на колесе и на этикетке упаковочной коробки указаны наименование модели колеса, цвет, типоразмер, установочные размеры, максимальная статическая нагрузка на колесо.
1.Во избежании повреждений колеса и возможных недоразумений, шиномонтаж, балансировка и установка колес на автомобиль, должны производиться в специализированных сервисных центрах имеющих современное шиномонтажное и балансировочное оборудование и квалифицированный персонал. Перед монтажом шины на колесо убедитесь в отсутствии механических повреждений колеса, дефектов окраски и разнотона в цвете между дисками.
2.Перед монтажом шины на колесо убедитесь в том, что по всем присоединительным размерам оно подходит на Ваш автомобиль. Используйте только те размеры колеса и шины, которые рекомендованы изготовителем Вашего автомобиля.
3.При подборе колеса необходимо учитывать показатель максимально разрешенной нагрузки. Размер максимально разрешенной нагрузки для Вашего автомобиля указан в инструкции к автомобилю или на информационных табличках на кузове автомобиля. Этот размер для Вашего автомобиля не должен превышать размер, указанный на колесе. Превышение максимально разрешенной нагрузки приведет к разрушению колеса при движении.
4.Внимание! Это колесо не является оригинальной запасной частью автомобиля, следовательно, несмотря даже на полное совпадение присоединительных размеров, перед монтажом шины на колесо произведите примерку колеса к Вашему автомобилю. Установите колесо (без шины) на переднюю и заднюю оси ступицы. Убедитесь в том, что при вращении и поворотах колесо не касается деталей подвески, тормозных механизмов и т.д. (при наличии подвижного суппорта необходимо раздвинуть его в положение новых колодок). Так же следует убедиться, что плотному смыканию привалочных плоскостей ступицы автомобиля и колеса ничего не мешает (направляющие, шайбы, головки винтов, другие элементы, выступающие за привалочную плоскость).
5.При балансировке колеса его следует базировать на балансировочном станке только по привалочной плоскости и внутреннему посадочному диаметру. Следует использовать балансировочные грузы, соответствующие конструкции колеса.
6.При установке колеса на автомобиль необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- ривалочная поверхность ступицы автомобиля и шпильки должны быть очищены от грязи и коррозии, при необходимости резьба шпильки должна быть восстановлена или заменена сама шпилька;
- следует убедиться, что плотному смыканию привалочных плоскостей ступицы автомобиля и колеса ничего не мешает (например: направляющие, шайбы, головки винтов, другие элементы, выступающие за привалочную плоскость);
- колесо на ось автомобиля должно устанавливаться плотно, между центральным отверстием ступицы колеса и осью автомобиля не должно быть зазора (имеющийся зазор устранить установкой центрирующего кольца (адаптера) нужного размера)
7.Перед установкой колес на автомобиль проверьте соответствие крепежа. Крепеж должен подходить:
- к колесам – по форме крепежной поверхности (конус, сфера, плоскость);
- к автомобилю – по длине, диаметру и шагу резьбы;
При закручивании крепежа число полных оборотов до полной затяжки должно составлять не менее 6. Затяжка крепежа производится в два этапа:
1. предварительная затяжка с моментом 40Нм,
2. фиксирование колеса от проворачивания и окончательная затяжка крепежа по схеме «крест» или «звезда» с моментом, указанным в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
8.Внимание! В связи с особенностями алюминиевого сплава, после пробега 100-150 км с момента установки колеса, необходимо проверить момент затяжки болтов (гаек). Недостаточное давление воздуха в шине и изношенные амортизаторы приводят к деформации колеса при эксплуатации автомобиля.
Уход за лакокрасочным покрытием диска:
- Во избежании повреждения покрытия диска запрещается применять грунтозацепы (цепи противоскольжения), крепеж которых выполняется непосредственно за диск;
- не допускать механического повреждения покрытия диска (царапин, сколов), способных вызвать появление и распространение коррозии;
- для сохранения верхнего слоя покрытия колесо необходимо содержать в чостоте, регулярно очищать от тормозной пыли;
- для мытья колес необходимо использовать нейтральные моющие средства, недопустимо использование моющих средств и очистителей с содержанием аммиака, растворителей и кислот, а также использование абразивных полиролей;
- для межсезонного хранения колёса необходимо промыть проточной водой с нейтральными моющими средствами (межсезонное хранение допускается только в чистом виде);
- необходимо промывать диски проточной водой после соприкосновения с химически – активными веществами (езды по обработанному солью зимнему покрытию, пападания технологических жидкостей при ТО, попадания продуктов жизнедеятельности животных и птиц и т.п.);
- не допускается удалять загрязнение тряпкой с сухой поверхности диска.